День самоуправления в школе
Методическая разработка
Сценарий проведения «Дня самоуправления в школе».
Составитель Умарова П.И.,
Заместитель по УВР,
МКОУ «Маджалисская СОШ \
имени Темирханова Э.Д.».
с.Маджалис,2024 г
Содержание
Паспорт образовательной практики…………………………………………..2
Методическая разработка………………………………………………………5
1. Основные сведения……………………………………………………………5
4. Организация и контроль за проведение Дня самоуправления. 7
5. Функциональные обязанности дублеров. 8
6. План проведения дня самоуправления в МКОУ МСОШ. 8
8. Мониторинг эффективности………………………………………………..10
Приложение 1…………………………………………………………………….11
Приложение 2……………………………………………………………………
Паспорт образовательной практики
Название образовательной практики |
«МКОУ «Маджалисская СОШ \имени Темирханова Э.Д.». |
Номинация |
Лучшие практики и программы социально-гуманитарной направленности. |
Приоритетное направление |
Ученическое самоуправление |
Цель |
Развитие ученического самоуправления, демократизация учебно-воспитательного процесса и установления лучшего взаимопонимания между сотрудниками школы и учащимися, воспитания уважительного отношения к труду учителей, развития таких качеств характера, как самоконтроль и самодисциплина, профессионального самоопределения обучающихся в педагогической деятельности. |
Задачи |
|
Возраст обучающихся |
15-18 лет |
Категория обучающихся (при наличии) |
- обучающиеся, демонстрирующие высокие и/или низкие образовательные результаты. |
Место и назначение образовательной практики |
Модуль – ученическое самоуправление. Коллективно-творческое мероприятие - День учителя, День самоуправления. (по плану воспитательной работы). |
Этапы и сроки реализации образовательной практики |
|
Этап, сроки |
Содержание |
Подготовительный (28.09-03.10.2024 г.) |
Подготовительный этап включал в себя заседание Совета обучающихся, обсуждение о проведении и организации Дня самоуправления, назначение учителей- дублеров, составление расписания уроков для 11 класса (класс педагогов), составление списка обучающихся по проведению уроков, проверка готовности обучающихся к проведению уроков. Обсуждение рисков. |
Основной (04.10.2024.) |
Основной этап реализация Дня Самоуправления в школе. Встреча учителей в фойе школы, приглашение на уроки. Торжественная церемония передачи печати и Устава школы директору –дублеру и ключей заместителям – дублерам по УВР и ВР. Проведение уроков, выполнение должностных обязанностей, организация дежурства и наблюдение за дисциплиной в школе. Праздничный концерт с обратной передачей полномочий учителей-дублеров. |
Заключительный (04.10.2022) |
Собрание педагогического совета учителей –дублеров. Рефлексия. Выступление директора школы, заместителя директора по ВР, педагога-организатора. Сбор отзывов, фото- видеоматериалов и создание видеоролика о реализации Дня самоуправления. |
Необходимые ресурсы (материально-технические, информационные, интеллектуальные, организационные, кадровые и др. (при необходимости) |
Кадровые и интеллектуальные – учащиеся психолого-педагогического класса и учащиеся 9-11 классов, способные к педагогической деятельности. Организационные – совет старшеклассников Материально- технические - мультимедийное оборудование, материалы и учебные пособия (для проведения уроков), фото- видеокамера. Музыкальное оборудование. |
Результат реализации образовательной практики (какие компетенции сформированы и сведения, подтверждающие результат) |
У обучающихся сформировано положительное отношение к труду учителя, деловой стиль взаимоотношений; приобретение навыков ответственного отношения к педагогической деятельности, подтверждающие сведения отражены в отзывах о проведении Дня Самоуправления в школе, в видеоматериале. |
Перспективы развития образовательной практики |
Данная форма работы получила положительную оценку, как со стороны учащихся, так и со стороны педагогического состава. В перспективе возможно ежегодное проведение в школе Дня Самоуправления с внедрение новых идей и подбора новых методов и приемов. |
Приложения |
Сценарий торжественного открытия Дня самоуправления. Сценарий концерта, посвященный Дню Учителя. |
Цифровые следы реализации образовательной практики |
Методическая разработка
Сценарий проведения «День самоуправления в школе»».
Дата и время проведения: 05.10.2022 г.
Место проведения: МКОУ «Маджалисская СОШ имени Темирханова Э.Д.».
Форма проведения: образовательная среда, КТД для 9-11 класса.
Ответственные за проведение: зам. директора по ВР Умарова П.И., советник директора Мускаева Л.С.
Участники: к участию в Дне самоуправления в роли дублёров привлекались обучающиеся психолого -педагогического класса и обучающиеся 9 - 11 класса.
1. Основные сведения.
В условиях модернизации системы современного образования в качестве одной из важнейших задач школы стоит создание оптимальных условий успешной социализации ребенка. Уже в школе ребенок должен готовиться к взрослой жизни, к необходимости занять своё место в обществе. Очевидно, что немалую роль в этом играет ученическое самоуправление. Оно представляет собой мини-модель взрослой, реальной ситуации в сфере управления и деловых взаимоотношений.
Ученическое самоуправление в современной педагогической науке вызывают особый интерес. Развитие этого процесса в школьной среде позволяет включать детей в социальные ситуации, формирующие определенный образ поведения, и дает не только знания, умения и способы деятельности, но и возможность ориентироваться в нестандартных ситуациях, прежде всего в ситуациях выбора. Поэтому исследователи рассматривают ученическое самоуправление как средство формирования социально - нравственной ориентации, социальной активности и зрелости.
Главный смысл ученического самоуправления состоит в том, что с его помощью участники школьной жизни получают возможность влиять на школьную жизнь через собственную активность в управлении внутришкольными процессами. Самоуправление делает школьную жизнь предметом совместного творчества всех её участников. Деятельность обучающихся в рамках модели ученического самоуправления является средством самореализации и социализации.
Правовой основой развития ученического самоуправления в школе являются:
-Закон РФ "Об образовании";
-Конвенция ООН о правах ребёнка;
-Устав общеобразовательного учреждения;
-Положение о Совете старшеклассников.
По инициативе ученического совета, 4 октября 2024 года, в День Учителя, в МКОУ «Маджалисская СОШ имени Темирханова Э.Д.» проводился День самоуправления.
День самоуправления дает учащимся возможность самовыражения, приобретения навыков ответственной общественной деятельности, а также формирования комплексной оценки состояния дел в школе и доведения ее до сведения педагогического коллектива.
День самоуправления является формой творческого взаимодействия учащихся и преподавателей школы.
2. Цель и задачи.
День самоуправления в образовательной организации проводится с целью развития ученического самоуправления, демократизации учебно-воспитательного процесса и установления лучшего взаимопонимания между сотрудниками школы и учащимися, воспитания уважительного отношения к труду учителей, развития таких качеств характера, как самоконтроль и самодисциплина, профессионального самоопределения обучающихся в педагогической деятельности.
Задачи:
- Создать условия для профессиональной ориентации старших школьников;
- вовлечение обучающихся в активную общественную жизнь и управление школой;
- формирование у обучающихся опыта организации и проведения общественных мероприятий;
- воспитание у обучающихся чувства ответственности, корректного отношения друг к другу, делового стиля взаимоотношений;
- организация новых форм обратной связи образовательного процесса, комплексная оценка учащимися состояния образовательного процесса в школе. 3. Участники мероприятия.
Участниками мероприятия являются:
• Учащиеся 1-11 классов;
• Преподаватели школы.
-
- Все учащиеся 9-11 классов, желающие стать учителем-дублером, пишут заявление о приеме на работу, проходят индивидуальное собеседование с ответственными администраторами, готовят план-конспект урока с помощью педагога-предметника.
- В состав администрации – дублёра входит 5 человек:
- директор;
- заместитель по УВР, он же дежурный по школе;
- заместитель по ВР, он же ответственный за дисциплину, оформление зала на концерт;
- заместитель по ИКТ ;
- социальный педагог;
- советник директора по воспитанию.
-
- В состав учителей–дублёров входит 26 человек. Каждый из них проводит по 1-3 уроку.
- учителя математики
- учитель английского языка
- учителя истории
- учитель биологии
- учитель информатики
- учителя физкультуры
- учителя технологии
- учителя русского языка
- учителя природоведения
- учителя литературы
- учителя ИЗО.
- учителя начальных классов.
3.4. В состав пресс-службы входят 1 человек .
3.5. Преподаватели определяются в 10-11 классы.
3.6. Администрация обязана проанализировать работу дублёров, внести предложения для проведения такого дня на следующий год, заполнить протокол совещания.
3.7. В течение рабочего дня пресс-центр фотографирует все события дня: уроки, совещания и готовит материалы для сайта школы. Также пресс-центр проводит опрос среди педагогов, учащихся, дублёров и выясняет, кто (или что) отработал (- но) плохо. Данные передаются педагогу – организатору.
3.8. Заканчивается день концертом, посвящённым Дню учителя.
4. Организация и контроль за проведение Дня самоуправления.
4.1. Координацию по взаимодействию и подготовке проведения Дня самоуправления осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.
4.2. В процессе подготовки Дня самоуправления проводится организационное собрание (заседание Совета обучающихся), на котором определяется порядок формирования Административного совета, распределение вакансий учителей, классных руководителей и др.
4.3. На собрании осуществляются выборы в Административный совет. В составе совета предусмотрены директор, заместитель директора по учебной работе, заместитель директора по воспитательной работе, дежурный классный руководитель из числа учащихся.
4.4. Административным советом совместно с администрацией школы определяются мероприятия и время их проведения.
4.5. Организуется учеба учителей – дублеров (лекции, семинары, психолог, и др.).
4.6. Организаторами Дня самоуправления составляется подробное расписание с указанием фамилий преподавателей-дублеров.
4.9. Информационная медиа- служба готовит краткий информационный выпуск по итогам проведения Дня самоуправления на сайт и официальные группы в социальной сети.
4.10. Контроль за ходом подготовки осуществляет Административный совет совместно с администрацией школы.
5. Функциональные обязанности дублеров.
5.1 Директор – дублер отвечает за функционирование всех школьных служб, проводит педсовет.
5.2 Заместитель директора по УВР - отвечают за расписание уроков, проверяют готовность учителей-дублеров к урокам, посещают уроки учителей-дублеров.
5.3 Зам. директора по ВР - отвечает за организацию и проведение тематических классных часов, внеклассных мероприятий, посещает и анализирует классные часы.
5.4 Педагог-организатор - отвечает за подготовку и проведение активных перемен, посещает и анализирует классные часы.
5.5 Учителя-предметники - дублеры- готовят и проводят уроки по своему предмету согласно расписанию.
5.6 Классные руководители - отвечают за дисциплину, посещаемость и порядок в своем классе, подготовку и проведение классного часа, уборку классного кабинета после занятий.
6. План проведения дня самоуправления в в МКОУ «Маджалисская СОШ имени Темирханова Э.Д.».
В этот день все должности административно-преподавательского состава замещаются учащимися старших классов (начиная с 9 класса): администрация – 10-11 классы, преподаватели – 9-11 классы.
Кандидаты на замещаемые административно-преподавательские должности утверждаются Советом ученического самоуправления (далее Совет).
Порядок формирования списка кандидатур на замещение административно-преподавательских должностей:
-
- Директором – дублером Совет назначает председателя школьного ученического самоуправления.
- Кандидатуры на вакантные должности заместителей директора определяются из числа членов Совета старшеклассников, между ними распределяются обязанности.
- Кандидатуры на вакантные должности преподавателей учебных предметов может выдвигать любой орган самоуправления, а также путем самовыдвижения.
- Претенденты на замещение вакантных должностей преподавателей должны написать заявление на имя директора-дублера, получить согласие учителя, которого будут заменять.
- Все рассмотренные кандидатуры включаются в общий список – «Штатное расписание», которое обсуждается и утверждается на заседании Совета.
- Если нет кандидатуры на замещение вакантной должности, то учитель проводит этот урок сам.
- «Штатное расписание» публикуется не позднее, чем за три дня до его проведения.
- За два-три дня проводится педсовет учителей-дублеров.
Этапы организации и проведения Дня Самоуправления.
Подготовительный этап (28.09-03.10.2024 г.) |
Подготовительный этап включал в себя: - заседание Совета обучающихся, на котором обсуждалось проведение и организация Дня самоуправления (мероприятия, проводимые в этот день); - актив ученического самоуправления (старшеклассники) знакомятся с участками работы и функциональными обязанностями педагогического коллектива школы. - привлечение обучающихся психолого-педагогического класса. - чёткое распределение ролей учителей-дублеров: директора, зам. директора по учебной части, зам. директора по воспитательной работе, учителей-предметников, участники пресс-центра, старший вожатый. (На каждую роль можно выбрать по 2 человека.) - составление списка обучающихся по проведению уроков. - с помощью учителей, которых они будут «дублировать», разрабатывают план действий на время их дублирования. - составление расписания уроков для 10-11 классы (классы педагогов); - проверка готовности обучающихся к проведению уроков. - заседание Совета старшеклассников (за день), с выступлением Директора школы и зам. директора по ВР. - обсуждение рисков. |
Основной этап (04.10.2024.) |
Основной этап реализация Дня Самоуправления в школе: 1.Встреча учителей в фойе школы, проведение акции «55 причин почему мы вас любим». 2.Торжественная церемония открытия Дня Самоуправления с передачей печати и Устава школы директору – дублеру и ключей заместителям – дублерам по УВР и ВР. 3. Проведение уроков, выполнение должностных обязанностей. 4. Организация дежурства и наблюдение за дисциплиной в школе. 5. Праздничный концерт с обратной передачей полномочий учителей-дублеров. |
Заключительный этап (04.10.2024) |
На заключительном этапе по окончанию уроков проведено итоговое собрание педагогического совета учителей – дублеров, директора школы, зам. директора по воспитательной работе, педагога-организатора о процессе проведения Дня самоуправления. Рефлексия. Сбор отзывов как от педагогов, так и от обучающихся, фото- видеоматериалов и создание видеоролика о реализации Дня самоуправления. |
7. Социальная оценка.
Данная педагогическая практика направлена на развитие инициативы, ответственности у старшеклассников, способствует приобретению опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развитию коммуникативных умений, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности; позволяет реализовать собственную социально-нравственную позицию.
8. Мониторинг эффективности.
Критерий эффективности |
Показатели, содержание |
Методики изучения |
Проведение |
1.Включенность учащихся психолого- педагогического класса и обучающихся 9-11 класса реализацию Дня самоуправления. 2.Степень активности участников проекта |
Наблюдение, опрос. |
2.Удовлетвореность всех участников Дня самоуправления своей деятельностью. |
1. Удовлетворённость учащихся психолого- педагогического класса и обучающихся 9-11 класса. 2. Удовлетворенность педагогов. 3. Удовлетворённость инициативной группы. |
Проведение малого педагогического Совета по итогам проведения Дня Самоуправления. |
Приложение 1
Торжественная линейка открытия Дня самоуправления.
Вед1: Школа, внимание!
Вед2: Барабаны, молчите!
Вед1:И, фанфары, молчите!
Не мешайте заветным задушевным словам.
Вед2:Нашим мудрым наставникам
С гордым званьем «УЧИТЕЛЬ»
Вед1: Наша школьная линейка
Посвящается вам!
Вед2: Сегодня мы отмечаем знаменательный и торжественный праздник - День учителя. Этот праздник особенный, потому что празднует его сегодня каждый человек, кем бы он ни был: инженером, актером, продавцом, моряком или президентом страны. И неудивительно, ведь, прежде всего он чей-то бывший ученик!
Вед1: Каждый помнит своего любимого учителя всю жизнь, и никто сегодня не остается равнодушным к этому празднику! И нет ни одного человека, кто бы сегодня не вспоминал своих любимых учителей, наставников, воспитателей!
Вед2: А пока мы учимся в школе, наши учителя находятся всегда рядом с нами! Уважаемые, дорогие и любимые наши учителя!
Вед1: Вам, самым умным и мудрым,
Вед2: Трудолюбивым и талантливым,
Вед1: Самым строгим и добрым,
Вед2: Вам, самым терпеливым и красивым
Вед1: От нас, от всех бывших, настоящих и будущих учеников,
Вед2: Брюнетов и блондинистых,
Вед1: Взъерошенных и причесанных,
Вед2: Послушных и, мягко говоря, не очень…
Вед1: Отличников и, мягко говоря, не очень… Но зато…
ВМЕСТЕ: Очень-очень вас любящих.
Вед2: Наши улыбки,
Вед1: Самые искренние поздравления
ВМЕСТЕ: и громкие аплодисменты! С Днем учителя!
Вед2: Слово предоставляется директору школы Барышевой Галине Вячеславовне.
Директор. Совет старшеклассников обратился к администрации школы с предложением 5 октября освободить учителей от профессиональных обязанностей и провести День самоуправления. Данное предложение было рассмотрено и одобрено.
Внимание, приказ № 01-18/235
5 октября 2022 года провести в в МКОУ «Маджалисская СОШ имени Темирханова Э.Д.» День самоуправления.
В связи с этим приказываю:
1 Назначить директором Кахруманова Г.П.
2 Назначить заместителем директора по УВР – Магомедова Э.М., заместителем директора по ВР Гасанов Т.М.
3.Утвердить расписание уроков.
4 Утвердить список новых преподавателей.
Вед.1. Приказом новый директор и его заместители назначены. Для передачи полномочий приглашаются Кахруманова Г.П., Магомедова Э.М и Гасанов Т.М.
Торжественная музыка
Директор. Я свои полномочия передаю Кахруманову Г.П..
Школу сдаю в целости и сохранности и вручаю новому директору Устав школы и печать.
Торжественная музыка
Заместители передают ключи от кабинетов, вешают бейджи с ФИО и должностью.
Директор. Школу сдал
Новый директор. Школу принял
Новый директор. Уважаемые учителя, сегодня вы доверили нам ваших детей и мы даѐм слово, что оправдаем ваше доверие.
Новый директор. Позвольте огласить первый приказ.
- Организовать в МКОУ «Маджалисская СОШ имени Темирханова Э.Д.» 10-11 классах и зачислить весь педагогический состав МКОУ «Маджалисская СОШ имени Темирханова Э.Д.»
- Утвердить расписание для 12 класса:
1 урок – «Разговор о важном»
2 урок – музыка
3 урок – функциональная грамотность